Вероучение Ислама защищает свободу мысли и жизни людей, запрещает верующим допускать дурные высказывания, любую клевету и даже недобрые мысли по отношению к другому человеку, повелевает останавливать конфликты и вражду, разногласия между людьми. Ислам запрещает все проявления как физического насилия или жестокости, так и малейшего идеологического давление на людей.
Нет принуждения в вере. Поистине, ведь уже ясно различима истина от заблуждения…
(Сура «Корова»; 256)
Теперь ты напоминай, ведь ты – только увещеватель напоминающий! Ты не можешь принудить их …
(Сура «Покрывающее», 74: 21-22)
Принуждение людей к вере или соблюдению предписаний этого вероучения противоречит сути и духу Ислама. Ибо искренняя вера, согласно положениям Ислама, возможна лишь по доброй воле и зову совести. Конечно же, мусульмане могут поощрять, предупреждать или напоминать друг другу о необходимости следования в жизни нравственным принципам, описываемым в Коране. Разъяснение людям нравственных заповедей Корана – это обязанность каждого верующего человека. Мусульмане несут людям знания о своей вере, следуя повелению Аллаха: «Зови к пути Господа с мудростью и добрыми увещеваниями…» (Сура «Пчелы», 16:125), но при этом всегда помнят и другое повеление: «Не на тебя возложено вывести их на прямой путь, ибо Аллах ведет прямым путем того, кого пожелает…» (Сура «Корова», 2:272). Истинный мусульманин никогда не должен прибегать к принуждению, не может оказывать на людей материального или морального давления. Если мусульманин получает отрицательный ответ на свои, он должен ответить так: «Ваша вера – вам, моя вера – мне!» (Сура «Неверные», 109:6).
В мире существуют великое множество народов, исповедующих различные и весьма многочисленные верования: христианство, иудаизм, буддизм, индуизм, атеизм и даже язычество. И в этом мире каждый мусульманин ответственен перед Всевышним Господом за проявление уважения, терпимости, прощения и справедливости, любви и милосердия ко всем людям, независимо от их религиозной принадлежности. Ответственность, возложенная Аллахом на людей уверовавших, – призыв к исповеданию Ислама с благом, миром и уважением. Решение же о том, уверовать или нет, следовать донесенным до него истинам или воздержаться от них, принадлежит призываемой стороне. Принуждение кого-либо к вере, попытки вменить ему что-либо – это поведение, противоречащее морали Корана. Всевышний Аллах напоминает верующим в Коране:
Если бы пожелал твой Господь, то все, кто на земле, уверовали бы тотчас. Так можешь ли ты принудить людей к тому, чтобы стали они уверовавшими?» (Сура «Йунус», 10:99)
Мы лучше знаем, что они говорят, и ты – не принудитель для них. Увещевай же Кораном тех, кто боится Моей кары!» (Сура «Каф», 50:45)
Модель общества, в котором люди принуждаются к соблюдению предписаний веры, в корне противоречит Исламу. Поскольку вера и поклонение имеют ценность лишь тогда, когда человек обращается к Аллаху по доброй воле и зову сердца. Если та или иная общественная система будет принуждать людей к вере и соблюдению религиозных предписаний, то набожность людей будет мотивироваться лишь страхом перед системой. Но Всевышний Аллах предписывает следование вере только со свободной совестью и ради служения довольствию Аллаха.
|